Консультация для родителей
"Дошкольники и гаджеты"
Современная жизнь
«преподнесла» еще одну психологическую проблему — гаджеты (от англ. gadget, что обозначает
«техническая новинка»). Особенно остро эта проблема появляется у наших детей —
зависимость от гаджитов.
Телефоны, телевизоры,
игровые приставки, планшеты и компьютеры – это то, без чего современные дети не
могут обойтись. Да и много ли из нас тех, кто проводит хотя бы один день без
этих устройств? Думаю, что нет! Что же ожидать от детей в таком случае?
Многие взрослые специально
дают своим детям гаджеты, например, чтобы не капризничал, не устраивал истерик.
При этом знакомить ребенка с гаджетами родители начинают уже с первого года
жизни, а то и раньше. И это не правильно! Поскольку в раннем дошкольном
возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми.
Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни»
могут только навредить ребенку.
В период дошкольного
детства, а так же в соответствии с ФГОС ДО ребенок осваивает важнейший навык –
ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых, на что
должны опираться родители и чем руководствуются воспитатели в дошкольных
учреждениях. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально
осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку
формируется смысл поступков и действий. Компьютерная же игра, в исполнении
дошкольника, имеет другую психосоциальную структуру. Такая игра не требует
высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться
и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества.
Сенсорные эффекты, иллюзии примитивны, понятны без слов, поэтому дети способны
сами наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей, что ведет к
деградации личности.
Какие проблемы могут
наблюдаться у дошкольников с зависимостью от гаджетов?
1. Когда ребёнок полностью
поглощен в гаджетах, то когда родители отбирают их, он испытывает сильный
дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства
и людей в нём.
2. Окружающая реальность
не столь яркая и уж совсем не эстетично организована – обычная серость,
тусклость, грязь и бардак — и ребенку снова хочется погрузиться в красоту
нереально мира!
3. В реальности не все
окружающие нас объекты находятся в движении, поэтому ребенку трудно их
воспринимать, так как зрительный центр мозга уже «натренирован» видеть и
фокусироваться только на том, что движется.
4. Если ребёнок утратил
способность самому следить за происходящим, приходится фокусировать его
внимание на чем-либо.
Как распознать зависимость
от гаджетов у ребенка?
Если гаджеты занимают все
сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость. Распознать ее можно по следующим признакам:
•
Ребёнок
перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к
общению со сверстниками, хочет побыть один, быстро меняет настроение.
•
Отношения с
родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он
так же предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.
•
Если родители
начинают ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и
истерику.
Как понять, что детская
психика нарушена?
Первый ориентир – это
приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по причине
слабости нервной системы. И второй показатель, который стоит рассматривать как
более тяжелое нарушение психики – это высунутый язык во время какого-либо
действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки гаджета, когда просто рисует
или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за
зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка нанесён значительный ущерб.
Чем опасны гаджеты?
1. Планшеты и телефоны
провоцируют болезни глаз.
Близорукость. Этот недуг возникает, если
ребёнок часто и подолгу играет на планшете, компьютере, смотрит близко
телевизор при расстоянии менее 60 см. При игре на планшете, телефоне очень сильно напрягаются глазные мышцы и
даже могут спровоцировать их спазм. Поэтому чем меньше устройство, тем оно
опаснее для здоровья глаз.
Конъюнктивит. Когда
ребёнок увлекается, он забывает моргать. Вследствие чего глаза пересыхают,
возникает ощущение, как будто в них попал песок. Дети начинают тереть свои
глазки не всегда чистыми руками, что и приводит к конъюнктивиту.
2. Чем выше компьютерная
зависимость, тем слабее иммунитет.
Нарушение осанки влечёт за
собой проблемы в формировании костно-мышечного скелета ребенка, а также сбой в
его системе кровоснабжения. Кстати, именно поэтому дети могут жаловаться на
головную боль. Лучший способ избавиться от неё – физическая нагрузка.
3. Нарушения ритма
дыхания.
Зачастую компьютерные игры
держат детей в таком напряжении, что они забывают дышать. Недостаток кислорода
плохо влияет на многие функции нашего организма.
Как победить детскую
зависимость от компьютерных устройств?
Эту зависимость и
побеждать не надо, нужно вовремя ребёнку показать, что в мире существует много
других интересных вещей. Дети должны уметь играть с детьми и уметь задавать
вопросы взрослым. А маленьким детям не стоит совать в руки планшет только для
того, чтобы он перестал капризничать. Надо найти такие занятия, которые будут
доставлять ребенку удовольствие, например, рисование (особенно нетрадиционное:
пальцами, нитками, с помощью круп), конструирование, лепка. Для детей
дошкольного возраста рекомендуется полный запрет на гаджеты.
Необходимо говорить о
друзьях, которые с удовольствием гоняют на велосипедах, роликах, скейтбордах,
играют в футбол, волейбол или другие подвижные игры. Быть примером для своих
детей. Не хвататься за телефон каждую свободную минутку. А за пару часов до сна
вообще выключать и убирать все гаджеты подальше. Давать детям играть в гаджеты
перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого
плохо спать или не заснуть вовсе.
Таким образом, родителям
важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни ребёнка стали источником проблем.
Грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать
развитию ребёнка и поможет ему шагать в ногу со временем.
Делая вывод, хочется отметить, что запрещать своим детям пользоваться современными устройствами не стоит. Все-таки мы живем в век технологий, и знания в этой области очень пригодятся в будущем. Главное, чтобы родители контролировали время, которое ребенок проводит за компьютером или планшетом, впоследствии дети сами научатся его контролировать. И не забывали, что нельзя подменять реальное общение с малышами никакими новомодными устройствами.